Представьте себе, что вы погружаетесь в виртуальный мир, где можете общаться с другими людьми, играть, работать и творить без физических ограничений реальности. Это не сценарий научно-фантастического фильма, а концепция метавселенной — коллективного виртуального пространства, созданного слиянием усовершенствованной физической реальности и постоянно существующего виртуального пространства. Метавселенная становится реальностью благодаря развитию технологий, таких как 3D-графика, виртуальная и дополненная реальность, блокчейн и искусственный интеллект. Технологические гиганты уже начали строить метавселенную, от аппаратной и программной инфраструктуры до 3D-контента и виртуальных товаров.
Как Китай принимает эту новую волну в свете его особенностей и опыта? Какие возможности и вызовы представляет метавселенная для китайских компаний и брендов? Как правительство Китая регулирует и контролирует этот новый рынок? Постараюсь ответить на эти вопросы, чтобы помочь предпринимателям и руководителям понять метавселенную Китая, изучить бизнес-возможности и рыночные перспективы, связанные с ней, и, возможно, развернуть собственные полномасштабные решения.
Общая оценка метавселенной Китая
Метавселенная — это огромный и быстрорастущий рынок, который предлагает множество возможностей для китайских компаний и брендов. По оценкам Morgan Stanley, рынок метавселенной в Китае составляет примерно 8 триллионов долларов, поскольку он заменит мобильный интернет более иммерсивным опытом. Уже к 2024 году рынок метавселенной в Китае достигнет одного триллиона долларов, показывая среднегодовой рост на уровне 40%.
Развитие метавселенной в Китае поддерживается 14-м пятилетним планом правительства (2021-2025), который ставит своей целью ускорить цифровую трансформацию страны и повысить ее конкурентоспособность в области высоких технологий. В плане особое внимание уделяется развитию 5G-сетей, блокчейна, облачных вычислений и других ключевых технологий для построения «цифрового Китая».
Основные сегменты метавселенной Китая можно разделить на четыре категории: инфраструктура, интерфейсы, платформы и контент. Инфраструктура включает в себя аппаратное и программное обеспечение, необходимое для создания и поддержки метавселенной — это облачные вычисления, 5G-сети, блокчейн и искусственный интеллект. Интерфейсы представляют собой устройства и приложения, которые позволяют пользователям взаимодействовать с метавселенной, это очки виртуальной и дополненной реальности, контроллеры движения и голосовые ассистенты. Платформы — это онлайн-пространства, где пользователи могут создавать и потреблять контент в метавселенной — социальные сети, игры и электронная коммерция. Контент — это цифровые активы и объекты, которые пользователи могут использовать или приобрести в метавселенной, такие как аватары, NFT (уникальные токены) и виртуальные товары.
Особое отношение к NFT
NFT — это уникальные цифровые активы, которые хранятся на блокчейне и подтверждают владение определенным объектом или контентом. Они могут использоваться в метавселенной для создания и продажи виртуальных товаров, таких как искусство, музыка, игры, мода и т.д. NFT также могут служить средством выражения идентичности и принадлежности в виртуальном мире.
В Китае использование криптовалют и NFT подвергается жестокому регулированию и ограничению со стороны правительства, которое считает что они являются источником ущерба окружающей среде, мошенничества и отмывания денег. В 2017 году Китай запретил торговлю криптовалютами и проведение первичных предложений монет (ICO). В 2021 году он усилил кампанию против майнинга и торговли криптовалютами, а также запретил финансовым учреждениям и платежным сервисам предоставлять услуги, связанные с криптовалютами. Однако создание, публикация и транзакции NFT не регулируются в Китае.
В свете этих ограничений китайские компании и бренды адаптируются к реалиям рынка и создают свои собственные версии NFT, которые не используют зарубежные блокчейны и криптовалюты. При этом NFT играют роль предметов коллекционирования и сертификатов, а не финансовых активов. Например, Tencent запустил приложение Magic Nucleus для продажи «цифровых коллекционных предметов», которые можно приобрести за обычные деньги или очки лояльности. Alipay — платежная платформа Ant Group — также предлагает «цифровые коллекционные предметы», такие как цифровую живопись и виртуальные версии антиквариата. Некоторые транснациональные бренды используют NFT в качестве инструмента маркетинга и продвижения своей продукции в Китае. В частности, компания Tiffany выпустила NFT-коллекцию из 10 цифровых произведений искусства на основе ювелирных изделий в рамках своей выставки в Шанхае.
Участие технологических гигантов
Китайские технологические гиганты, такие как Alibaba, Tencent, Baidu и ByteDance, активно строят свои стратегии в метавселенной, используя свои преимущества в области инфраструктуры, интерфейсов и платформ. Они также инвестируют в стартапы и инновационные проекты в области контента.
Alibaba — крупнейший в Китае оператор электронной коммерции и облачных вычислений — инвестирует в метавселенную с 2016 года, когда он стал одним из вкладчиков американского стартапа по дополненной реальности Magic Leap. В 2021 году Alibaba также инвестировал в китайского конкурента Magic Leap — Nreal — который разрабатывает очки дополненной реальности для метавселенной. Кроме того, Alibaba предлагает своим пользователям «цифровые коллекционные предметы», такие как цифровая живопись и виртуальные версии антиквариата.
Tencent — крупнейший в Китае разработчик игр и социальных сетей — также активно развивает свою стратегию в метавселенной. В 2021 году Tencent запустил приложение Magic Nucleus для продажи «цифровых коллекционных предметов», которые можно приобрести за обычные деньги или очки лояльности. Также Tencent объявил о создании нового подразделения под названием Metaverse Studio, которое будет заниматься разработкой игр и платформ для метавселенной. Кроме того, Tencent инвестирует в другие компании, связанные с метавселенной, такие как Roblox — платформа для создания и игры в 3D-миры.
Baidu — крупнейший поисковик Китая — также не отстает от своих конкурентов в метавселенной. В 2021 году Baidu подал заявку на регистрацию торговой марки «Baidu Metaverse». Кроме того, Baidu использует собственные технологии искусственного интеллекта и облачных вычислений для создания и распространения 3D-контента. Например, Baidu представил своего цифрового персонажа под именем Xiaodu — это виртуальный ассистент, который может общаться с пользователями голосом и жестами.
ByteDance — владелец популярного приложения для создания и просмотра коротких видеороликов TikTok — также заинтересован в метавселенной. В 2021 году ByteDance приобрел китайского производителя очков виртуальной реальности Pico. Также ByteDance запустил новое приложение под названием Feiliao Metaverse, которое позволяет пользователям создавать свои собственные 3D-миры и общаться с другими пользователями.
Каждый из этих технологических гигантов имеет свои преимущества и недостатки в конкуренции за долю рынка метавселенной. Alibaba имеет сильную позицию в области электронной коммерции и облачных вычислений, что может помочь ему предложить богатый выбор виртуальных товаров и услуг. При этом Alibaba столкнулся с жесткой регуляцией со стороны правительства, которое способно подавить его инновации. Tencent имеет огромную аудиторию игроков и пользователей социальных сетей, которые могут быть конвертированы в пользователей в метавселенной. Однако Tencent также подвергается регуляторному давлению, особенно в отношении своего игрового бизнеса. Baidu имеет сильные технологии искусственного интеллекта и облачных вычислений, что может помочь ему создавать и распространять качественный 3D-контент. Однако Baidu отстает от своих конкурентов в популярности потребительских приложений. ByteDance имеет преимущество в создании коротких видеороликов, которые могут быть использованы для продвижения метавселенной. Однако ByteDance также сталкивается с рисками цензуры и безопасности данных, особенно в связи с его присутствием за пределами Китая.
Изолирует ли Китай свою метавселенную с помощью брандмауэра?
Брандмауэр — это система цензуры и контроля интернета в Китае, которая ограничивает доступ к зарубежным сайтам и сервисам, таким как Google, Facebook, Twitter и YouTube. Брандмауэр был введен в конце 1990-х годов с целью защиты национальной безопасности и суверенитета Китая от нежелательной информации и влияния.
Брандмауэр создает проблемы и возможности для китайских и зарубежных компаний в метавселенной. С одной стороны, он изолирует китайских пользователей от глобальной метавселенной, которая может предлагать более разнообразный и свободный контент и опыт. С другой стороны, он способствует развитию локальной метавселенной, которая получает возможность адаптироваться к специфике китайского рынка и культуры. Брандмауэр также защищает китайские технологические компании от конкуренции со стороны зарубежных гигантов, таких как Meta (признана экстремистской в России) и Microsoft.
Будущее сотрудничества или конфликта между китайской и глобальной метавселенными зависит от многих факторов, таких как регуляторная политика, экономические интересы и геополитические факторы. Существует несколько возможных сценариев развития метавселенной Китая:
- Сценарий «разделенной метавселенной»: Китай сохраняет свой брандмауэр и строит свою собственную метавселенную, которая не связана с глобальной метавселенной. Это может привести к утрате возможностей для обмена и инновациями между китайскими и зарубежными компаниями и пользователями.
- Сценарий «открытой метавселенной»: Китай открывает свой брандмауэр и позволяет своим пользователям и компаниям подключаться к глобальной метавселенной. Это расширит возможности по сотрудничеству и конкуренции между китайскими и зарубежными участниками рынка.
- Сценарий «гибридной метавселенной»: Китай ослабляет свой брандмауэр и позволяет некоторым зарубежным компаниям и сервисам входить в свою метавселенную при условии соблюдения определенных правил и стандартов. Это должно привести к формированию ограниченного числа общих платформ и пространств для взаимодействия между китайскими и зарубежными пользователями и компаниями.
Возможна ли разработка Web3 в Китае, несмотря на контроль контента и инфраструктуры со стороны правительства?
Web3 представляет собой следующую стадию развития интернета, которая основана на децентрализованных блокчейнах, лежащих в основе криптовалют и NFT. Web3 отличается от Web2 тем, что он предоставляет пользователям больше контроля над своими данными и цифровыми активами, а также позволяет им на равных условиях участвовать в сети.
Жесткое регулирование со стороны правительства вызывает не только проблемы в развитии Web3 в Китае, но и открывает некоторые перспективы. С одной стороны, Китай запрещает все формы торговли криптовалютами и ограничивает доступ к зарубежным сайтам и сервисам с помощью брандмауэра. Это затрудняет развитие публичных блокчейнов и крипто-приложений в Китае. С другой стороны, Китай поддерживает развитие корпоративных блокчейнов и промышленных приложений без криптовалют. Это способствует повышению эффективности и безопасности различных секторов экономики и общества.
Таким образом, Китай разрабатывает свою версию Web3, которая отличается от глобальной концепции Web3. Китайская версия Web3 фокусируется на создании цифровой инфраструктуры и платформ для поддержки цифровой трансформации страны, а не на создании децентрализованной финансовой системы и цифрового общества.
Выводы и рекомендации
Метавселенная — огромный и быстрорастущий рынок, который предлагает множество возможностей для предпринимателей и руководителей, желающих изучить и использовать его в Китае. Однако метавселенная в Китае имеет свои особенности и вызовы, связанные с технологическими, регуляторными и культурными факторами.
Для успешного вхождения в метавселенную в Китае необходимо учитывать следующие аспекты:
- Понимать разницу между публичными и корпоративными блокчейнами и выбирать подходящую технологическую платформу для своего бизнеса. Публичные блокчейны предлагают большую децентрализацию и инновацию, но сталкиваются с жесткой регуляцией и ограничением со стороны правительства. Корпоративные блокчейны предлагают большую безопасность и эффективность, но требуют сотрудничества с другими организациями, а также соответствия определенным стандартам.
- Следить за тенденциями и перспективами развития метавселенной в Китае, особенно в области инфраструктуры, интерфейсов, платформ и контента. Особое внимание стоит уделять инфраструктуре, которая включает в себя аппаратное и программное обеспечение, необходимое для создания и поддержки метавселенной.
- Адаптироваться к специфике китайского рынка и культуры и учитывать потребности и предпочтения китайских пользователей. Китайские пользователи ценят социальное взаимодействие, развлечения и образование в метавселенной. Они также заинтересованы в цифровых коллекционных предметах, связанных с китайской традицией и наследием. Кроме того, китайские пользователи подвержены влиянию своих технологических гигантов, таких как Alibaba, Tencent, Baidu и ByteDance, которые предлагают свои собственные метавселенные и платформы.
Метавселенная Китая имеет свои преимущества и недостатки по сравнению с глобальной метавселенной.
С одной стороны, метавселенная Китая может предложить богатый и разнообразный контент, который отражает китайскую культуру и наследие, а также удовлетворяет потребности и предпочтения китайских пользователей. Метавселенная пользуется поддержкой китайских технологических гигантов, таких как Alibaba, Tencent, Baidu и ByteDance, которые имеют огромную аудиторию и ресурсы для ее развития. Кроме того, метавселенная способствует цифровой трансформации различных секторов экономики и общества в Китае, повышая их эффективность и безопасность.
С другой стороны, метавселенная Китая сталкивается с рядом проблем и ограничений, связанных с технологическими, регуляторными и геополитическими факторами. Локализованная метавселенная может отставать от глобальной метавселенной в плане инноваций и децентрализации из-за жесткого контроля и цензуры со стороны правительства. Кроме того, метавселенная Китая может оказаться полностью изолирована от глобальной метавселенной из-за брандмауэра и запрета на криптовалюты.
Возможно, в будущем метавселенная Китая будет стремиться к большему сотрудничеству и взаимодействию с глобальной метавселенной, не утрачивая при этом контроля над контентом и инфраструктурой и сохраняя национальный колорит.
▼
Канал Anton Elston — это актуальная информация об IT, блокчейне, NFT и онлайн-образовании. Здесь рождается метавселенная DEXART