Блокчейн, финтех, новая экономика, блэкджек

miner bitmain

О состоянии дел в майнинге криптовалют. Часть II

Мнение/Статьи

Продолжение статьи ведущего девелопера облачной блокчейн-платформы хранения данных Sia и сооснователя компании-производителя майнеров Obelisk. Начало – здесь.

Гибкость производителей

Полный цикл разработки обычного чипа занимает около двух лет. В случае с нашими майнерами для Sia и Decred с момента старта работ до отгрузки готового устройства потребителям пройдет около 13 месяцев [уже прошло 14 месяцев, майнеры еще не отгружены заказчикам – H#T]. С учетом накопленного опыта, думаю, сейчас мы справились бы и за 9 месяцев.

Много времени ушло на индивидуальную маршрутизацию чипов. Есть гораздо более быстрый метод, place-and-route, он сэкономил бы нам три месяца, но полученные чипы были бы в 2-5 раз медленнее, чем полностью кастомные.

По нашим оценкам, Bitmain понадобилось пять месяцев на выпуск майнера А3, а Halong потратил на свой В52 около девяти месяцев. Думаю, оба производителя использовали метод маршрутизации place-and-route, особенно учитывая относительно скромные показатели производительности обоих устройств.

Сейчас я называл сроки для производства чипа «с нуля». Если же ваша цель – успешно пережить хардфорк, то все идет быстрее. Заранее зная, что вашему чипу в будущем потребуется редизайн, вы можете придумать множество способов сэкономить время на доработку. Изменить чип, чтобы подстроиться под хардфорк – совсем не то же самое, что разработать чип с нуля. С хорошей командой и хорошо спланированной базовой архитектурой весь процесс разработки займет порядка двух недель. То есть новые чипы будут произведены примерно через 40 дней. Потом потребуется неделя на упаковку и отправку на сборку производителю. После этого можно подключать новые устройства и начинать майнинг.

Если платы, комплектующие и все необходимое будет готово заранее, мы считаем, что апгрейд и адаптация к хардфорку займет около 70 дней, по крайней мере, в теории. На практике Bitmain, наверное, требуется на всё это 3-4 месяца. Если все необходимое не заготовить заранее, процесс растягивается на 4-5 месяцев. Компаниям помельче, пожалуй, понадобится дополнительно еще месяц или два.

Эффект масштаба

Чем больше денег вы можете сразу потратить, тем эффективнее будет каждый потраченный доллар. Это правило действует для всех известных мне масштабов, вплоть до сравнения миллиардов долларов с десятками миллиардов долларов.

Проще всего этот эффект объяснить на объемах заказываемого оборудования. Закажете сто тысяч кулеров для процессоров – цена будет одной. Закажете миллион – получите более выгодную цену. Чем больше партия, тем меньше цена за единицу. Это правило работает в области производства оборудования. Производители готовы покупать оборудование специально для производства вашего заказа, и далее использовать его со стопроцентной эффективностью. Больший масштаб означает большую индивидуальность настроек вашего оборудования и более глубокую специализацию (и все это при более низких расходах на единицу). То есть с ростом масштаба ваши продукты становятся более эффективными и более дешевыми в производстве.

На каком-то этапе становится целесообразным просто выкупить все мощности производителя целиком. Значительная составляющая цены производства – плата за оборудование. Понятно, что использование производственных мощностей, которые простаивают 50% времени, в два раза менее эффективно в пересчете на единицу продукции, чем оборудование, работающее со 100% загрузкой. Увеличивая объем размещаемых заказов, вы обеспечиваете непрерывную загрузку производственных мощностей, что опять же снижает цену.

Но и оборудование для производства вашего оборудования тоже кто-то производит. И если вы достигнете масштаба, когда заказы на определенное оборудование идут сплошным потоком, их производитель просто переориентирует на вас часть своих мощностей, обеспечивая их стопроцентную загрузку, что в итоге даст вам более дешевое оборудование для производства собственной продукции.

И это только начало. Каждый поставщик и каждый производитель оборудования стремится получить свою маржу, которая, как правило, составляет около 30%. Если у вас достаточно денег, вы можете заняться вертикальной интеграцией, либо скупая ваших поставщиков, либо создавая собственные производственные мощности, и тогда вся маржа будет оставаться у вас.

Производство компьютерного оборудования – процесс, состоящий из множества этапов. Начиная с закупки сырья, такого как руда или нефть, его переработки, производства комплектующих, которые могут стать частями более сложных механизмов. Процесс создания комплектующих может занимать шесть и более месяцев, а значит, поставщики должны формировать запасы, чтобы оперативно обеспечивать потребности заказчиков. На каждом из этапов производственного цикла есть свои посредники и узкие места, особенно если речь идет о продукции общего назначения, без специализации. Имея специфический продукт и достигнув достаточного масштаба, чтобы контролировать всю цепочку поставок, вы избавляетесь от узких мест, сокращаете затраты и сроки производственного цикла. Это позволяет вам не только улучшить качество и характеристики вашего продукта, но и оторваться от конкурентов, которые пока не достигли такого масштаба.

По очень приблизительным подсчетам, увеличивая в 10 раз вложения в производство, вы можете рассчитывать, что комплектующие подешевеют для вас процентов на 30. То есть, если вы вкладываете $100 млн в производство майнеров, производство обойдется вам в $500 за штуку. А если вложить $1 млрд, расходы на производство одного устройства снизятся до $350. Увеличив вложения еще в 10 раз, получим расходы на уровне $245 за майнер. При этом ваши майнеры не просто становятся дешевле в производстве – улучшаются их характеристики, такие как специализация и производительность. То есть, используя преимущества масштаба, вы не только возводите барьер из долларов, ограждающий вас от конкурентов, но и прибавляете в качестве!

Грязная игра

Когда проект Obelisk только начинался, совершенно разные люди предупреждали нас, что Bitmain не стесняется играть грязно, и если мы планируем использовать производственные мощности в Китае, нам этого сделать не дадут.

Мы поделились этой информацией со всеми нашими партнерами и потихоньку начали сотрудничать с американской компанией, владеющей производственными мощностями в Китае. Это было выгодно, поскольку цены были почти вдвое ниже, чем нам предлагали в США. А расходы на производство были одной из ключевых затрат в рамках нашего проекта.chip miner

Мы очень старались, чтобы о сотрудничестве нашего поставщика с Obelisk знало как можно меньше людей. Название компании-поставщика не указывалось ни на нашем сайте, ни в общедоступных документах. Везде, где была возможность это сделать, в качестве контрагента мы указывали другую компанию.

И вот однажды, чудесным пятничным вечером, когда безболезненно поменять субподрядчика было уже невозможно, компания уведомила нас, что не будет производить для нас комплектующие, не объяснив причин. Как нас и предупреждали, попытка организовать производство в Китае провалилась. Это обошлось нам примерно в $2 млн.

У нас нет никаких доказательств того, что Bitmain приложил к этому руку. Представители других компаний рассказывали нам, что их постигла та же участь, но и у них нет доказательств причастности к этому Bitmain. Честно говоря, я не был уверен, стоит ли включать эту историю в текст, ведь ничего, кроме устных предупреждений и опасений, которые сбылись, у нас нет.
Но в отрасли сложилось мнение, что Bitmain играет грязно. Нас предупреждали много раз, что Bitmain сделает все возможное, чтобы сорвать наши планы, как и планы других конкурентов.

Майнинговые фермы

Майнинговые фермы – пожалуй, одна из немногих сфер, где не доминируют производители. Выгодные тарифы на электричество во всем мире доступнее для небольших игроков, их не так-то просто добиться, и каждый случай успеха здесь уникален. Крупным компаниям сложно выстроить производственную схему, использующую недорогое электричество. Здесь скорее преимущество имеют небольшие дата-центры, на долю которых приходится не так много потребляемого майнерами электричества или хэшрейта.

Из того, что я раскопал, профессиональная майнинговая ферма средней руки платит за электричество 4-6 центов, и еще 3-6 центов – за поддержку и обслуживание оборудования. $50 за КВт в месяц – это приблизительный медианный расход на электроэнергию для больших майнинговых ферм. Поскольку технологии совершенствуются, мы предполагаем, что этот показатель в 2019-2020 годах снизится до $35 за КВт в месяц, включая техподдержку, налоги, плату за землю и т.п. Мы считаем, что фермы, которые платят больше $80 за КВт в месяц, утратят конкурентоспособность, если курсы криптовалют не продолжат стремительно расти в течение следующего года.

По нашим данным, 20% наиболее эффективных майнеров уже снизили расходы до $35/КВт, а первые 5% сумели даже опуститься ниже уровня $20/КВт в месяц. При неблагоприятном сценарии – если биткоин сильно потеряет в цене – только эти майнеры и выживут. Тем же, чьи расходы составляют $50/КВт в месяц и более, придется свернуть деятельность.
Сложно судить наверняка, где на этой шкале сейчас располагается Bitmain, но косвенные данные позволяют нам предположить, что расходы Bitmain составляют около $30/КВт в месяц. То есть они чувствуют себя поувереннее среднестатического майнера, но в элитный дивизион пока не входят.

Сам чип не так важен

Большинство майнинговых стартапов зациклены именно на чипах, но наш вывод: чип – это только полдела. Да, он важен (извините за заголовок-кликбейт), но даже лучший в мире чип не сделает вас автоматически лучшим производителем майнеров в мире.

В чем задача майнера? Сделать как можно больше хэшей при как можно более низком уровне расходов. Более быстрый чип означает, что вы тратите меньше денег на чипы, чтобы получить хэшрейт. А более энергоэффективный чип означает, что вы платите меньше денег за электричество, потребленное в процессе получения хэшрейта. Но чипы и электричество – это еще не все расходы. Вам приходится тратить деньги на печатные платы, блоки питания, контроллеры, порты Ethernet, вентиляторы, корпуса, полки в дата-центре и т.д.

В итоге получается, что чип – это только одна из неизвестных в уравнении, решением которого является успешный майнинг. Если вы не стараетесь охватить взглядом картину в целом, то рискуете остаться с чипом, попросту сжигающим ваши деньги. Собственно, это был один из факторов, сгубивших Butterfly Labs – они разработали высокоэффективный чип, который грелся со страшной силой, выдавая сотни ватт тепла. Сравните с чипами Bitmain, выделяющими по шесть ватт каждый. Там, где Bitmain хватает хороших кулеров, Butterfly Labs нужно было строить дорогую, сложную и ненадежную систему охлаждения. В результате их чип поступил на рынок с запозданием и оказался слишком дорогим для эффективной работы.

Bitmain внушает

Народу свойственно недооценивать Bitmain. Да, у них больше всех денег, и да, они доминируют за счет преимуществ масштаба. Но также они доминируют потому, что быстрее любой другой компании выводят новую продукцию на рынок. Они первые потому, что у них лучшие разработчики чипов во всей криптовалютной отрасли. Они лучшие благодаря тому, что внедрили десятки инноваций, позволивших снизить расходы и повысить эффективность там, куда никто даже не заглядывает. Они нанимают лучших людей и платят им хорошие деньги. И они много работают, чтобы во всем оставаться первыми.

К этому мало что можно добавить. Мне кажется, многие недооценивают Bitmain, полагая, что они играют грязно и по-другому просто не смогли бы. Но это не так. Они играют грязно, поскольку для них это еще один вариант оптимизации бизнеса, и поскольку знают, что им это сойдет с рук. И все остальное, что они делают, также отмечено печатью оптимизации процессов. Если мы хотим понять майнинг, то должны отдать должное лидеру этого рынка – действительно впечатляющей, высококлассной и хорошо организованной компании.

Заключение

Суммируя сказанное выше: майнинг – это игра, где правила диктуют крупные игроки. Чем больше у вас денег, тем больше вы можете потратить и тем больше конкурентных преимуществ получить. Все это вписывается в рамки консенсуса Накамото и ведет к появлению крупного игрока, контролирующего большую часть хэшрейта. Лучшее, на что в такой ситуации стоит расчитывать — существование 2-3 игроков одинакового масштаба.

Сомневаюсь, что в ближайшие десятилетия появится множество производителей, выпускающих сравнимые по характеристикам майнеры. Их не может быть много. Производство неизменно ведет к централизации.

Это не очень вдохновляющая новость, но это отнюдь не конец мира биткоина и других PoW-криптовалют. Децентрализация хэшрейта – это, конечно, было бы неплохо, но есть и другие механизмы, позволяющие держать монопольных производителей в узде. Прекрасный пример – случай с Segwit2x. Более 80% хэшрейта открыто поддерживали Segwit2x, но затея провалилась.

Есть множество других механизмов, которые доступны разработчикам криптовалют и сообществам и позволяют противостоять враждебно настроенной базе хэшрейта, включая хардфорки и разделения сообщества. Владельцы хэшрейта это осознают и стараются не делать ничего такого, что может спровоцировать бунт или сказаться на их прибылях. Теперь, когда нам известно, что следует ожидать централизации хэшрейта, мы можем продолжать изобретать и разрабатывать структуры и схемы, которые будут в безопасности, даже когда хэшрейт сконцентрирован в руках очень небольшого круга игроков.

Первая часть статьи – здесь.

Понравилась статья?

Подпишись на e-mail рассылку и будь всегда в курсе последних событий
BTC
3809.146.62%
XRP
0.3710.18%
ETH
103.888.55%
BCH
120.9426.71%
Ту зе МУН