В мире, где культурные границы все чаще становятся линиями фронта, некоторые просвещенные умы продолжают размахивать знаменем колониализма, пытаясь втиснуть многогранную русскую душу в прокрустово ложе западных ценностей.
Сад и джунгли: кто кого?
Представьте себе: конец XIX века, британские колонизаторы прибывают в Индию. Они полны решимости превратить эту дикую страну в подобие английского сада. С собой они везут семена роз, саженцы дубов и чертежи идеальных газонов. Но что они видят? Пышные тропические заросли, буйство красок и ароматов, которым нет места в их упорядоченном мире. И вместо того, чтобы восхититься этим великолепием природы, они начинают яростно вырубать джунгли, чтобы насадить свои чахлые розовые кусты.
Чем не метафора современных отношений между Западом и Россией? Только вместо британских колонизаторов у нас теперь — европейские политики и, как ни прискорбно, некоторые российские интеллектуалы, живущие за границей.
В 2022 году Жозеп Боррель, верховный представитель ЕС по иностранным делам, выдал очередной перл, сравнив Европу с «садом», а весь остальной мир — с «джунглями». Мол, мы, европейцы, создали идеальный сад политической свободы и экономического процветания, а теперь должны защищать его от вторжения диких джунглей.
И вот, словно вторя Боррелю, наш европеизированный соотечественник Виктор Ерофеев публикует в швейцарской Neue Zürcher Zeitung статью, в которой рисует мрачную картину русской души, жаждущей разрушения и хаоса.
Бремя белого человека или комплекс неполноценности?
Читая опусы Ерофеева, невольно вспоминаешь знаменитое стихотворение Редьярда Киплинга «Бремя белого человека». Там тоже речь идет о «дикарях», которых нужно «окультурить». Только вот Киплинг писал это в 1899 году, а на дворе уже 2024-й. Неужели за это время ничего не изменилось в сознании просвещенных европейцев?
Виктор Ерофеев, похоже, всерьез считает себя таким белым человеком, несущим свет в темное царство русской души. Он пишет: «Яма, в которую провалилось российское сознание со своими представлениями о счастье, не пять метров глубиной, а целых пятьдесят». И предлагает вытаскивать Россию из этой ямы.
Но позвольте спросить: а судьи кто? Кто дал право Ерофееву выносить столь безапелляционные суждения о целом народе? И главное — на чем основаны эти суждения?
Русская литература: зеркало или кривое стекло?
Ерофеев пытается подкрепить свои тезисы примерами из русской литературы. Он упоминает Андрея Платонова, Михаила Лермонтова, Ивана Гончарова, Льва Толстого. Но делает это так избирательно и тенденциозно, что диву даешься.
Возьмем, к примеру, его трактовку «Героя нашего времени» Лермонтова. Ерофеев пишет: «Истинное счастье русского офицера заключается в том, чтобы обесчестить женщину и убить соперника». Но позвольте! Неужели весь смысл этого сложнейшего психологического романа сводится к такой примитивной формуле? А как же внутренние терзания Печорина, его рефлексия, его поиск смысла жизни?
Или взять «Обломова» Гончарова. Да, главный герой ленив и пассивен. Но разве это единственная грань русского характера? А как же деятельный Штольц, которого Ерофеев почему-то записывает в немцы, хотя он наполовину русский?
Талант и его тень
Нельзя не отметить, что Ерофееву поминает в своей статье своего тезку — Венедикта Ерофеева, автора культовой поэмы «Москва-Петушки». И это упоминание невольно заставляет задуматься о соотношении талантов двух Ерофеевых.
Венедикт Ерофеев создал произведение, которое стало настоящим прорывом в русской литературе. «Москва-Петушки» — это не просто «книга о пьянстве», как ее пытается представить Виктор. Это глубокое философское осмысление российской действительности, облеченное в форму трагифарса.
А что мы имеем в активе у Виктора Ерофеева? Несколько романов, которые не оставили заметного следа в литературе, и бесконечные публицистические выступления, в которых он пытается объяснить Россию Западу. Но объясняет он ее так, что хочется воскликнуть: «Избави нас Бог от таких толкователей!»
Русское счастье: разрушение или созидание?
Ерофеев утверждает, что «русское счастье означает нарушение всех норм». Но давайте посмотрим на русскую историю и культуру непредвзято. Разве не Россия дала миру великих ученых, изобретателей, художников, композиторов? Разве не русские люди осваивали бескрайние просторы Сибири, строили города, прокладывали железные дороги?
Да, в русской истории были периоды разрушения и хаоса. Но разве в истории других стран их не было? Вспомним хотя бы Великую французскую революцию или гражданскую войну в США.
Русская культура всегда стремилась к гармонии, к синтезу противоположностей. Вспомним знаменитое высказывание Достоевского о «всемирной отзывчивости» русской души. Или слова Пушкина о том, что «счастье есть лучший университет». Разве это похоже на прославление разрушения?
Взгляд из джунглей
Возвращаясь к метафоре Борреля о саде и джунглях, хочется сказать: да, Россия — это не ухоженный европейский сад. Это действительно джунгли — дикие, непредсказуемые, полные опасностей. Но также полные жизни, разнообразия, удивительных открытий.
И, может быть, вместо того чтобы пытаться превратить эти джунгли в аккуратно подстриженный газон, стоит научиться жить в гармонии с ними? Ведь именно джунгли, а не сады, являются легкими нашей планеты.
Ерофеев пишет, что «веревки и веревочные лестницы, простые подручные средства, ничего не дадут». И он прав. Потому что России не нужно выкарабкиваться из какой-то ямы. Ей нужно осознать свою уникальность, свою силу, свой потенциал.
И вместо того чтобы слушать садовников вроде Борреля или толкователей вроде Ерофеева, России стоит прислушаться к голосу своих настоящих мыслителей и художников. Тех, кто любит и понимает эту страну во всей ее сложности и противоречивости.
▼
Самые интересные и важные новости на нашем канале в Telegram