Метавселенные представляют собой уникальный способ взаимодействия между людьми, находящимися в разных частях света. Любой человек в любом месте может надеть гарнитуру виртуальной реальности или использовать свой веб-браузер для погружения в виртуальное пространство и общения с другими людьми. Метавселенные обладают широчайшим спектром возможностей: от помощи в оказании медицинской помощи, до создания новой среды обучения.
Привлекательность метавселенных с точки зрения образования
Учащиеся и преподаватели могут встречаться в виртуальном мире независимо от их реального местоположения. Это, несомненно, увеличивает доступность образования.
Можно легко представить себе виртуальный класс, наполненный, например, студентами, изучающими историю. Они живут в разных странах, а их учитель ведет образ жизни путешественника — постоянно посещает новые регионы, чтобы расширить свои исторические познания.
Метавселенные предоставляют визуальные возможности. Учитель может не только рассказать о своих открытиях во время путешествий, но и погрузить учеников в 3D-среду, обеспечивающую эффект присутствия.
В любой момент столы и стулья могут исчезнуть и уступить свое место памятнику истории, находящемуся за тысячи километров от учеников, которые смогут его осмотреть, задавая вопросы и общаясь с учителем и между собой. Никому больше не придется сидеть в скучном классе, виртуальные миры смогут увлечь любого любознательного человека.
Образовательный потенциал метавселенных на примере Roblox
Метавселенные способны позволить преподавателям создавать виртуальные миры, взаимодействие с которыми — намного более интересное и захватывающее занятие, чем простое чтение книги или просмотр видео.
Это может показаться мечтой, но такие возможности существуют прямо сейчас.
Например, игра Roblox позволяет людям создавать и предоставлять друг другу виртуальные миры, похожие на Minecraft и Fortnite. Изначально концепция построения миров использовалась для создания пользовательских приложений, однако затем эта функция была расширена и теперь включает образование.
Классы Roblox основаны на частных серверов, которые могу посещать преподаватели и их ученики, используя реальные и виртуальные сценарии. Например, студенты могут сидеть в компьютерном классе в институте и входить в один и тот же мир вместе со своим преподавателем.
В этом случае, учитель будет использовать виртуальный мир, чтобы показать историческую достопримечательность через компьютерные мониторы или очки виртуальной реальности, но фактическое общение между учителем и учеником будет происходить в реальном мире.
Этот опыт виртуального обучения в Roblox дает представление о богатом потенциале метавселенных в сфере образования. Учащиеся посещают миллионы созданных преподавателями миров, при этом находятся не в учебном заведении, а у себя дома.
Некоторые из этих миров основаны на физическом моделировании, позволяющем студентам получать знания в безопасной виртуальной среде, в то время как другие могут быть ролевыми симуляциями исторических событий. Такой опыт является новой формой обучения на основе живого опыта, а не простого потребления информации через книги или медийные материалы.
Однако метавселенные обладают значительно большим потенциалом, чем игра Roblox.
Преимущества метавселенных в качестве среды обучения
Обучение в виртуальной реальности обладает преимуществами по сравнению с традиционным способом преподавания, посколько учащиеся получают возможность «путешествовать в пространстве и времени», а также проводить опасные эксперименты в безопасной виртуальной среде.
Roblox и аналогичные платформы являются современным способом получения виртуального онлайн-обучения, однако этим играм не хватает нескольких ключевых возможностей метавселенных.
Во-первых, метавселенные имеют значительно большие графические возможности. Roblox, Minecraft и Fortnite обладают мультяшным внешним видом, что может отвлечь от обучения и создать у учеников впечатление, что они играют в одну из этих игр.
В отличие от развлекательного контента, среда метавселенной может быть спроектирована так, чтобы выглядеть вполне реалистично. Если возможности конкретной платформы позволяют, то преподаватели смогут создавать действительно потрясающие миры, способные увлечь учеников от мала до велика.
При этом нужно учитывать, что метавселенные способны с высокой точностью воспроизводить реальные места, выводя эффект погружения на совершенно новый уровень.
Помимо визуализации, миры метавселенной предлагают также возможность физического взаимодействия. Сенсорные перчатки и контроллеры виртуальной реальности обеспечивают воспроизведение рук и пальцев пользователя в виртуальном мире.
Благодаря этому, преподаватели могут создавать учебные программы, использующие мелкую моторику, например, обучать студентов письму или показывать им язык жестов. Когда ученики выйдут из виртуального мира и вернутся в реальность, то обнаружат, что у них уже есть мышечная память, позволяющая воспроизводить полученные в метавселенной двигательные навыки.
Кроме того, учебные среды метавселенных способны обеспечивать полную безопасность в таких ситуациях, в которых обучение в реальном мире невозможно. Более того, преподаватели получают полный контроль над взаимодействием учеников, ограничивая негативные факторы, просто изменив некоторые разрешения в виртуальном пространстве. Таким образом, учащиеся могут полностью сосредоточиться на учебе, не беспокоясь о нарушителях дисциплины и других отвлекающих обстоятельствах.
Цифровая среда также исключает некоторые разрушительные сценарии, в том числе стрельбу в школах, поскольку учащиеся находятся у себя дома, а не сгруппированы в одном помещении.
Недостатки обучения в метавселенных
Процесс обучения в метавселенных имеет не только преимущества, но и недостатки.
В частности, находящиеся в виртуальном пространстве классы малопригодны для людей с ограниченными возможностями, например, имеющими проблемы со слухом и зрением. Если студент с нарушениями слуха из Китая захочет посещать занятия в метавселенной, организованные американским учебным заведением, маловероятно, что его потребности будут удовлетворены.
Это печальное обстоятельство, учитывая, что многие институты и школы в реальном мире рассчитаны в том числе и на учеников с ограниченными возможностями.
Кроме того, существует реальная возможность приобрести зависимость от метавселенной. Если учащийся использует гарнитуру виртуальной реальности как для обучения, так и для развлечений, он будет проводить десятки часов в неделю в цифровом мире и, возможно, начнет пренебрегать своей жизнью в реальном мире. Возникает проблема баланса распределения времени между виртуальным и реальным миром — баланса, достижение которого некоторым будет даваться нелегко.
Кроме того, есть потенциальная проблема доступности. Для того, чтобы образование в метавселенных процветало и получило широкое распространение, гарнитуры виртуальной реальности должны стать таким же обыденным устройством, как смартфон. В противном случае, такое образование будет доступно лишь немногим избранным, а не всем.
Также важно понимать, что любая технология — это не средство для исправления проблем образования, а всего лишь один из инструментов, находящихся в арсенале преподавателя.
▼
Канал Anton Elston — это актуальная информация об IT, блокчейне, NFT и онлайн-образовании. Здесь рождается метавселенная DEXART