Представьте себе, что у вас есть доступ к виртуальной вселенной, в которой вы можете создать свой собственный мир и перенести в него весь опыт вашей физической жизни. Это кажется фантастикой, но ведь прошло всего лишь тридцать лет с тех пор, как интернет стал общедоступным, и менее двадцати лет с момента появления социальных сетей. А какой прогресс!
Социальные сети занимают сейчас доминирующее положение. Они позволяют людям общаться, заключать сделки и делиться информацией без необходимости перемещаться в физическом мире. Популярные платформы привлекли миллиарды людей и стирают границы между сервисами для публикации видео, ведения блогов, обмена сообщениями и форумами. Многие компании, поддерживающие социальные сети, стали широкополосными каналами распространения товаров и услуг. В социальных медиа работает такое количество предприятий и фирм, что им приходится прилагать усилия, чтобы как-то выделиться на фоне своих виртуальных конкурентов. Кроме того, эти компании уже сталкиваются с замедлением роста количества новых пользователей, что связано с ростом количества проблем с конфиденциальностью данных, навязчивой рекламой и повышенным вниманием к появлению метавселенных.
Социальные сети обречены превратиться в метавселенные, которые подарят своим потребителям новые впечатления за счет эффекта присутствия и погружения, основанного на виртуальной и дополненной реальности. Метавселенные заново воплотят такие элементы социальных сетей, как совместную деятельность, бизнес и онлайн-мероприятия.
Однако эта трансформация займет некоторое время, поскольку метавселенные еще только начинают совершать переход от концепции к воплощению, и лежащие в их основе технологии все еще находятся на стадии разработки. Интересно, что уже на этом этапе, регулирующие органы проявляют значительный интерес к метавселенным с точки зрения потенциального вреда для пользователей и конфиденциальности их личных данных.
На самом деле, регулирование вполне может стать ключевым препятствием на пути рождения метавселенных. Социальные сети страдают от рекламы, фейков, распространения опасной информации, угроз в отношении конфиденциальности данных и интеллектуальной собственности. Очевидно, что метавселенные неизбежно столкнутся с теми же и даже более обширными проблемами, поскольку собирают дополнительные личные данные пользователей, в частности, биометрические.
Преимущества метавселенных с точки зрения социальных сетей
Для компаний, работающих в социальных сетях, метавселенные — это настоящая золотая жила. Они позволят фирмам расширить свою пользовательскую базу, особенно за счет поколения Хэштег, к которому относят родившихся в период с 1991 по 2005 год. Эти люди — цифровые аборигены, которые ценят цифровое присутствие не менее своей физической идентичности, они готовы и имеют возможность инвестировать в новые технологии и услуги для расширения деятельности онлайн. Именно ожидания этого поколения побуждают компании в различных сферах — от сервиса по обмену видео до онлайн-знакомств — планировать или уже осуществлять свою экспансию в метавселенные. Бренды из различных секторов, включая одежду (например, Nike, Gucci), банковское дело (JP Morgan, HSBC) и технологии (Accenture) озабочены тем, чтобы обеспечить себе раннее присутствие в метавселенных. Их более консервативные конкуренты все еще стараются привлечь поколение Хэштег за счет партнерства с платформами социальных сетей, однако именно они в ближайшем будущем могут стать драйверами переключения на метавселенные, по мере осознания новых возможностей с точки зрения привлечения потребителей и расширения бизнеса.
Метавселенные станут общедоступным цифровым пространством, объединяющим интернет, виртуальные миры и дополненную реальность, в котором пользователи присутствую в виде аватаров. Очевидно, что это драматическим образом повлияет на маркетинг. Рекламодатели будут эксплуатировать не только свое ставшее привычным представительство в интернете, но и присутствие в виртуальной среде, включающее в себя использование интерактивных трехмерных моделей и революционные стратегии продвижения продуктов. Например, они получат возможность создавать свои собственные виртуальные пространства, позволяющие им по-новому демонстрировать свои продукты и бренд.
Маркетологам придется полностью переосмыслить и системы виртуального поиска, которые обеспечат компаниям возможность предлагать услуги и товары новым группам потребителей. Системы дополненной реальности начнут привлекать к участию в рекламе значительно больше знаменитостей и лидеров общественного мнения.
Станут ли метавселенные заменой социальным сетям?
На идею о том, что социальные сети превратятся в метавселенные можно посмотреть и с зеркальной стороны, а именно: это метавселенные станут соцсетями, а не наоборот. Похоже на загадку о курице и яйце, верно?
Хорошей иллюстрацией этого феномена являются многие виртуальные платформы, которые когда-то считались сугубо игровыми, однако постепенно стали пространством социальных сетей. Самые известные примеры такой эволюции — это Roblox и Fortnite, но есть и много других.
Существуют и социальные сети, которые рассчитаны на использование внутри метавселенных, первой из них стала Gravity. Платформа предоставляет пользователям возможность управлять своими новостными лентами и вознаграждает их за использование сети с помощью криптовалютных токенов. Gravity — это, в конечном счете, проект SocialFi. Этот термин можно рассматривать как отражение трансформации компаний в социальных сетях метавселенных, благодаря которой появляется децентрализация. В этом новом цифровом мире пользователи будут полностью владеть своими данными, что не помешает компаниям получать прибыль и поощрять лояльность. Это станет возможно благодаря взаимодействию таких новых технологий, как смарт-контракты, NFT и блокчейн, с привычными всем финансовыми услугами и социальными сетями.
Достаточно очевидно, что вопрос на самом деле состоит не в том, придут ли на смену социальным медиа метавселенные, а в том, как быстро это произойдет. Это будет новый дивный мир с новыми финансовыми и социальными возможностями, которыми никогда еще не обладало человечество.
▼
Канал Anton Elston — это актуальная информация об IT, блокчейне, NFT и онлайн-образовании. Здесь рождается метавселенная DEXART