В метавселенных человек сталкивается с уникальным опытом, недоступным ранее: можно создать аватар по своим предпочтениям и, не меняя его внешнего вида, перемещаться между цифровыми мирами, общаться на разных площадках с друзьями и знакомиться с новыми людьми, обустраивать виртуальную землю. Для того, чтобы зайти в одну из множества метавселенных, не нужно часами ждать загрузки страницы в браузере, а предметы в киберпространстве можно «потрогать» с помощью специальных перчаток — еще 15 лет назад это показалось бы чьей-то смелой фантазией. Но технологии продолжают совершенствоваться на фоне развития блокчейн-технологий и растущей мощности компьютеров.
Сегодня в основе метавселенных лежат следующие основные элементы: технические носители, устройства доступа, программы и их обеспечение. Многое цифровые миры позаимствовали у игровой индустрии — в последние несколько лет она совершила настоящий прорыв. Например, в 2021 году люди смогли увидеть проект Matrix Awakens от Epic Games — для игры разработчики воссоздали сцену из первого фильма трилогии «Матрица», вышедшего в 1999 году и удивившего аудиторию графикой и спецэффектами.
Кадры не отличить от реальности, но команде Epic Games пришлось проделать гораздо больше работы, чем оператору с камерой, оказавшемуся в подобной ситуации. В кино человеку показывают картинку, снятую по сценарию, а в игре человек может повернуться вправо или влево, посмотреть вверх или вниз, и с каждого ракурса он должен видеть часть общего пейзажа, созданного разработчиками.
Перемещение по открытым мирам — часть опыта взаимодействия пользователя с играми и метавселенными. Но как же разработчикам обеих индустрий удается сгенерировать качественный контент в условиях свободы действия каждого пользователя?
Во-первых, карта виртуального мира наполняется объектами с помощью специального программного комплекса — например, движков Unity Blender, Houdini, Quiexel и др. Разработчик формирует логику пространства: как можно взаимодействовать с предметами, какое будет управление, какое поведение персонажей возможно, что будет видеть пользователь, и как это будет работать на его компьютере, телефоне или в VR-очках.
Во-вторых, происходят два встречных процесса: компьютеры становятся мощнее и эффективнее, а полезных инструментов и трюков для оптимизации процессов становится больше. Некоторые специалисты геймдев-индустрии сравнивают работу в виртуальных мирах с искусством создания иллюзии — то, что видно на экране, может быть не тем, чем кажется человеку. Объекты, находящиеся вдали, превращаются из картинки, сгенерированной компьютером, в фотографию, и процесс незаметен для наблюдателя из-за большого расстояния на цифровой площадке. Для совершенствования этой функции разработчики движка Unreal Engine заключили контракт с компанией, занимающейся оцифровкой окружающего мира: ее специалисты ездят по всей планете и с помощью специального оборудования сканируют окружающую местность, а полученный контент превращают в трехмерные объекты с высокой детализацией.
Пользователя погружают в цифровые миры с помощью специальных перчаток, VR-очков и других трекеров частей тела. Эти технологии сильно изменили взаимодействие с игровым миром и значительно повлияли на изменение роли человека в виртуальном пространстве: из пассивного наблюдателя он превратился в активного пользователя, а иногда — в создателя локации. Последнее произошло с самими разработчиками компании Unreal Engine: вместо планшета, мышки и нескольких мониторов они используют устройства, позволяющие «работать руками», размещая на локации выбранные объекты — скалы на берегу моря, здания в мегаполисе или жилища инопланетян в космосе.
На работу рук влияют иммерсивные технологии (Body Tracking) — они отвечают за передачу, к примеру, движений рук, ног, эмоций на лице. Если у человека есть устройство, считывающее изменение выражения лица или всю внешность, он сможет получить аватар, максимально приближенный к реальности и полностью выражающий его мимику.
К ключевым технологиям метавселенных относится и искусственный интеллект. Сегодня AI улучшает взаимодействие с людьми, имитируя настоящий диалог, помогает бороться с багами внутри площадки, создает более надежные системы безопасности, формирует обновления, анализируя действия пользователей, собирая и обрабатывая большие массивы данных. Иногда разработчики делают шаг в сторону и создают что-то для развлечения — например, DALL-E 2, который рисует картины, несуществующие в реальном мире.
В условиях постоянного создания новых инструментов и программ на фоне прогресса имеющихся технологий, можно легко представить себе, что игровые миры и метавселенные полностью изменят мир человека. Вопрос останется лишь в том, какое количество времени для этого потребуется — даже VR-очки сегодня не находятся в категории бюджетных гаджетов. При этом, цифровые площадки не конкурируют с реальным миром: они лишь предоставляют шанс испытать те ощущения, которые невозможны в привычной вселенной.
▼
Канал Anton Elston — это актуальная информация об IT, блокчейне, NFT и онлайн-образовании. Здесь рождается метавселенная DEXART