Блокчейн, финтех, новая экономика, блэкджек

Куда ты держишь путь, метавселенная?

Антон Эльстон/Статьи

Метавселенная состоялась, метавселенная умерла, метавселенная в тени искусственного интеллекта, метавселенная на ракете искусственного интеллекта.

В последние годы было трудно понять, чему верить, когда речь заходила о широко разрекламированных виртуальных мирах. Однако теперь становятся все более неоспоримыми признаки того, что метавселенная живет и процветает. Кроме того, оказалось, что ИИ действительно ускоряет создание реалистичных аватаров и еще более реалистичных виртуальных пространств. Больше не стоит вопрос, состоится ли метавселенная, теперь беспокойство энтузиастов выражается так: когда это произойдет и каким образом?

Марк Цукерберг совершил важную ошибку в отношении метавселенной. Его основная идея заключается в том, что главным инструментом доступа к виртуальным мирам должны стать дорогие, громоздкие, а зачастую и неудобные очки виртуальной реальности. Эта точка зрения — не что иное, как серьезное техническое ограничение, не позволяющее выйти за пределы одного устройства визуализации и отрицающее возможность использования бесчисленных экранов сотовых телефонов, телевизоров, настольных мониторов и цифровых проекторов.

Из этого следует, что метавселенная должна быть более демократичной и доступной. К тому же, это увеличивает ее прибыльность: вместо единственного сегмента оборудования VR/AR стоимостью $1–3 трлн можно создать целый рынок устройств доступа к виртуальным мирам объемом $8–13 трлн. Если к этой цифре добавить потенциальный доход самой метавселенной, в частности, от рекламы, то можно получить $10-30 трлн. Это намного более впечатляющий рынок, чем тот, на который рассчитывал Цукерберг. Как известно, он сделал первоначальную ставку на безногие аватары, посещающие виртуальные офисы и бесцельно блуждающие по метавселенной. От этой концепции изначально веет скукой. Гораздо интереснее представить себе, что в виртуальном пространстве можно зайти в гости к другу и, сидя у него на диване, сыграть в шахматы с его аватаром. Или проникнуть в Сикстинскую капеллу, чтобы посмотреть наверх и увидеть, как рука Бога касается человека (и все это прямо из своего дома — без необходимости использования гарнитуры Meta Quest).

«Сотворение Адама», Микеланджело (фрагмент)

Но самая большая ошибка Цукерберга заключается в идее, что его компания и есть метавселенная. Это выглядит глупо и нарциссически — все равно что назвать свою фирму «Интернет», чтобы стать генеральным директором интернета. Это так не работает.

А как это работает?

Центральным элементом настоящей метавселенной станет новая версия веб-сайтов. Каждому из них будет соответствовать виртуальное пространство, обладающее эффектом погружения и предлагающее более персонализированный и безопасный (с точки зрения защиты данных и финансов) контент, чем когда-либо прежде. Бо́льшая часть используемых для этого технологий придет из индустрии цифровых игр. Это будут трехмерные сайты, каждый из которых является своего рода уникальной компьютерной игрой, созданной специально для конкретного бренда, бизнеса или человека. Таким образом, центральное место в метавселенной займет геймификация. Участник игры всегда ощущает себя центральным персонажем — он волен принимать решения, находить способы самовыражения и выбирать собственные пути достижения цели. Это создаст новый уровень вовлеченности. По сути, сайты метавселенной будут распространять иммерсивный опыт за пределы игр. Кроме того, они станут новым инструментом создания сюжетов (сторителлинга).

Это не только доставит удовольствие клиенту, но и откроет широкие возможности для бизнеса. В качестве ориентира можно привести отрасль видеоигр, прибыли которой впечатляют. (С годовым доходом в $200 млрд она превосходит издательский, музыкальный и кинобизнес вместе взятые.) Ключом к успеху индустрии видеоигр является тот факт, что она придерживается принципа 80/20, согласно которому 80% прибыли поступает от 20% клиентов. Эта идея оправдана с экономической точки зрения: наиболее преданные фанаты всегда готовы платить больше, чем обычный подписчик сервиса Netflix. Принцип 80/20 отлично работает в средах, поглощающих пользователя за счет эффекта погружения, а именно этот эффект является отличительной чертой метавселенной.

Цифровые игры обладают целым рядом возможностей для удовлетворения потребностей наиболее активных пользователей. Хорошим примером является механизм внутриигровых покупок. Его механика варьируется от услуг, которые клиент может купить (скажем, заплатив за пропуск уровня), до одежды, которую могут носить его аватары — виртуальной футболки за $200 долларов с именем бренда, который является рекламодателем игры. Такие механизмы, наряду с моделями кооперации и распределения доходов, могут отлично дополнить возможности традиционной электронной коммерции.

Неотъемлемой частью метавселенной будет реклама, однако она начнет приносить значительно больше удовлетворения потребителям. Реклама перестанет базироваться исключительно на сборе данных и предложит более ориентированную на конфиденциальность и добровольность бизнес-модель. В рамках этой модели потраченное пользователями внимание будет компенсироваться цифровыми товарами и активами. Каждый раз, когда вы сейчас посещаете какой-либо сайт, вы соглашаетесь на использование cookie, которые означают, что вас отслеживают рекламодатели. В метавселенной вместо этого вам будут предложены ценные вещи в знак признательности за ваше внимание — например предмет спортивного снаряжения после просмотра спортивной рекламы. Это беспроигрышный вариант и важный принцип: «если я узна́ю о вашей продукции, то получу ее бесплатно». Во многих случаях этот принцип позволит объединить онлайн и оффлайн, виртуальный и реальный миры. (Некоторые из цифровых подарков будут предназначены для использования в интернете, но многие другие, такие как коды скидок, могут быть использованы для покупок в реальном мире.)

Основным средством оплаты в метавселенной является блокчейн, который обеспечивает хранение цифровых товаров и активов в виртуальных «рюкзаках», остающихся с пользователем во время его путешествия от сайта к сайту метавселенной. (С точки зрения конфиденциальности и скорости блокчейн не имеет альтернативы.) Распределение доходов станет не только средством достижения прибыльности, но и позволит достигнуть той степени децентрализации, которая недоступна фирме Цукерберга и другим компаниям, ориентированным на Web 2.0. В результате этого даже такие привычные и простые инструменты, как программы лояльности, обретут глобальный масштаб и достигнут невиданной эффективности. Многое еще предстоит доработать, но перспективы впечатляют.

Метавселенная предлагает свои возможности всем. Каждый (будь то человек или бренд) сможет открыть в ней личное виртуальное пространство и подарить посетителям эффект погружения, геймификацию, вознаграждение за рекламу и доступ к цифровым товарам и активам. Именно так состоится метавселенная — на основе трехмерных сайтов и экономического процветания.


Канал Anton Elston — это актуальная информация об IT, блокчейне, NFT и онлайн-образовании. Здесь рождается метавселенная DEXART

Понравилась статья?

Подпишись на e-mail рассылку и будь всегда в курсе последних событий
BTC
994452.10%
ETH
3386.648.07%
BCH
494.88-6.82%
XRP
1.3824.66%
Ту зе МУН