Оптимизм достиг апогея, когда в 2022 году «метавселенная» чуть было не стала словом года. Многие поверили, что создание виртуального мира осуществит революцию в нашей повседневной жизни и позволит создать новое поколение социальных сетей.
Однако, когда первые конкистадоры начали исследовать метавселенную, стали поступать сообщения о расизме, сексуальном насилии и гомофобии. Несмотря на эти тревожные сигналы, подавляющее большинство публикаций в прессе продолжали рисовать радужную картину перспектив виртуального мира. СМИ стали жертвой того ажиотажа, который сами же и создали.
Возникло очевидное несоответствие между опытом пользователей и новостными репортажами. При этом осведомленность общества о виртуальном мире в значительной степени определяется его освещением в средствах массовой информации. Важно не только то, как новостные агентства понимают концепцию метавселенной, но и то, как они доносят до читателей возможность ее влияния на них и как формулируют мотивы, способные побудить читателя принять участие в освоении виртуальных земель. При этом СМИ совершенно упускают из виду, что метавселенная, как и любые другие цифровые технологии, может усугубить социальное неравенство, причем уже на уровне определения того, кто будет считаться «идеальным» пользователем, и кому будет предоставлен доступ.
Кроме того, у метавселенной есть возможность реализовывать критическую потребность людей в принадлежности. В наше время в основе развития в группах ровесников, товарищей и коллег лежат цифровые пространства, которые способны дать людям чувства сопричастности и раскрытия собственной личности. Таким образом, метавселенная может содействовать социальному благополучию, что особенно важно для тех людей, которые изолированы в силу географических, социальных, медицинских или экономических факторов. Однако остается открытым вопрос: будет ли реализован этот потенциал?
Согласно последним исследованиям, в настоящее время СМИ представляют метавселенную преимущественно как корпоративное пространство, в которое приглашены только те, кто обладают покупательской способностью: инвесторы, эксперты в области технологий и потребители. Пятью основными группами людей, которым всегда рады в метавселенной, являются:
- потребители (21%),
- создатели контента (19%),
- эксперты в области технологий (16%),
- инвесторы (16%)
- знаменитости (15%).
При этом креативщики, эксперты и знаменитости в сумме составляют половину всего виртуального населения. Пользователи, не обладающие покупательской способностью, а также представители изолированных групп населения редко попадают в поле зрения СМИ.
В большинстве новостных статей метавселенная представлена в качестве предприятия, которое приносит доход. Основной темой этих статей является «монетизация метавселенной». Это в значительной степени контрастирует с периодом раннего освещения интернета и социальных сетей в СМИ, когда максимум внимания уделялся их потенциалу для развития человека и реализации его потребности в принадлежности.
При этом средства массовой информации сохраняют радужный взгляд на метавселенную. Лишь малая доля статей занимают критическую позицию (например, «Интерес к NFT и метавселенной быстро падает»), и еще меньше материалов посвящены многочисленным этическим и моральным проблемам виртуального мира. Одновременно журналисты не уделяют приоритетного внимания просвещению и привлечению различных групп пользователей, что очевидным образом ограничивает возможности людей пользоваться преимуществами метавселенной.
Можно предложить следующие рекомендации СМИ по поводу того, как сделать метавселенную более инклюзивной:
- Расширить географический и культурный контекст освещения метавселенной, учитывая разные подходы, практики и перспективы, которые существуют в различных регионах и сообществах. Показать, как метавселенная может способствовать межкультурному диалогу, сотрудничеству и обмену.
- Проводить более глубокий и системный анализ влияния метавселенной на различные сферы жизни, выявляя не только возможности, но и угрозы, вызовы и дилеммы, которые она порождает. Освещать не только технологические, но и социальные, этические, юридические, политические и экологические аспекты метавселенной.
- Предоставлять право голоса и уделять больше внимания реальным пользователям и заинтересованным сторонам метавселенной, а не только корпорациям, экспертам и знаменитостям. Рассказывать о том, как люди используют метавселенную для своих целей, потребностей и интересов, какие проблемы они испытывают, и какие преимущества получают, какие права и обязанности они имеют. Показывать разнообразие и инклюзивность метавселенной, а также способы ее улучшения и развития.
Со своей стороны, разработчики метавселенной также способны увеличить доступность метавселенной для более широкого круга пользователей. Вот что они могут сделать:
- Снизить стоимость и повысить доступность технологических устройств, необходимых для входа в метавселенную, в частности, сместить акцент c гарнитур виртуальной реальности на использование смартфонов и ноутбуков. Это поможет пользователям, не обладающим покупательной способностью, получить доступ к метавселенной и участвовать в ней.
- Обеспечить разнообразие и гибкость в выборе и настройке аватаров, чтобы пользователи могли выражать свою индивидуальность, культуру, идентичность и принадлежность. Это может помочь представителям изолированных групп населения чувствовать себя принятыми и уважаемыми в метавселенной.
- Содействовать созданию и распространению контента, который отражает различные интересы, потребности и ценности пользователей, а не ориентирован только на монетизацию. Это поможет СМИ, пишущим о метавселенной, быть более заинтересованными и отзывчивыми по отношению к различным группам своей аудитории.
- Способствовать сотрудничеству и обмену между различными платформами, приложениями и сообществами в метавселенной, чтобы увеличить взаимодействие и интеграцию пользователей. Это будет способствовать тому, чтобы метавселенная была более открытой и демократичной, а не фрагментированной и иерархичной.
Метавселенная — это не просто технологический проект, но и социальный эксперимент, который может иметь глобальные последствия для человечества. Она открывает перед нами неограниченные возможности для обучения, творчества, развлечения и общения. Она способна стать местом, где мы можем быть собой, найти свою принадлежность и реализовать свой потенциал. Однако не все имеют доступ к этим возможностям. Метавселенная зачастую выступает как привилегированное пространство для избранных: тех, у кого достаточно денег, знаний, таланта, влияния и славы.
Все мы званы в метавселенную, да не все из нас избраны. Но только мы сами — создатели, обозреватели и исследователи — способны сделать метавселенную инклюзивной и доступной для всех.
▼
Канал Anton Elston — это актуальная информация об IT, блокчейне, NFT и онлайн-образовании. Здесь рождается метавселенная DEXART